Главный художник Театра кукол имени Образцова Сергей Алимов умер. Один из людей, которых все знают, но не по имени. Это Алимов нарисовал мультфильмы "Каникулы Бонифация", "История одного преступления". "Бонифация" я очень люблю. Чем больше его смотришь, тем сильнее он открывается. И не только он. Мало кто знает, но французский экзистенциализм тесно связан с советской мультипликацией. Точнее, речь о дебютном романе Альбера Камю "Посторонний". Тема думающего человека, осмысляющего себя и свою жизнь как цепочку случайностей - концентрированное одиночество под парящим африканским солнцем. Несчастный Дед Мороз, персонаж мультфильма "Дед Мороз и лето" (дипломная работа выпускника ВГИКа Валентина Караваева, так же автора экзистенциальный притч "Возвращение блудного попугая" и "Возвращение блудного попугая - 2"), внезапно открывший для себя, что вся его жизнь - лишь незначительная часть года, что его большое, даже, не побоюсь этого слова, великое предназначение способно обеспечить наполненную жизнь ближнему лишь на несколько дней в череде новогодних школьных каникул. Летние дети-аборигены помогают преодолеть ему кризис, но надолго ли это? Или "Львенок и черепаха". В "Мифе о Сизифе" Камю напишет: "Счастье и абсурд - дети одной и той же матери-земли. Они неразлучны." Их песни и разговоры обрисовывают одновременно две вещи: необходимость поиска смыслов человеком (или антропоморфным животным) и отказ от их формулировки, в качестве бунта и способа спрятаться от себя. Режиссер "Львенка и черепахи" Инесса Коваленская, снявшая мультфильм по сказке Сергея Козлова, выступает в роли советского Антониони, певца некоммуникабельности, у которого, кстати, в названиях картин встречается "Красная пустыня", где пусть и нет африканских мотивов, оно, название, метафорично. Одиночество настолько опустошает героев мультика, что запутавшийся в себе львенок, не предпринимает ни единой попытки съесть черепаху, вступая в связь с классовым врагом. Классика! Так же в академической среде моей комнаты гуляет шальная версия, что "Львенок и черепаха" все-таки постановка "В ожидании Годо" ирландца Самюэля Беккета, основоположника театра абсурда. Что интересно, изначально пьеса была написана Беккетом на французском и только потом переведена на английский. Совпадение,- скажите вы. Не знаю, не знаю. Но главной экранизацией "Постороннего" останется все же не спорная картина Висконти с Мастрояни в главной роли, а мультфильм Федора Хитрука "Каникулы Бонифация". Тот же сюжет, вплоть до невозможности истинной эмоциональной близости с женщиной, но нельзя показывать детям убийство араба. Поэтому столкновение с местными, навязчивыми чернокожими детьми, больше напоминающими рой мух, чем живых людей, развивается по сценарию приручения таланта и мысли слепой толпой, желающей конфет и жонглирования, а так же самообманом и оправданием отказа от мечты (золотая рыбка) и личных интересов. Закончить бы хотелось цитатой из "Каникул Бонифация", объясняющей нам, пожалуй, все, что нужно знать о жизни: "Это был очень послушный лев. Ему ничего не нужно было повторять дважды." Картинка не Алимова, а из диафильма. Диафильмы - вид искусства, где можно дать волю чувству отчужденности.